РУССКИЙ ЛИРИЧЕСКИЙ. Часть 1-я.
Постановка и описание танца Л. Степановой
Этот лирический танец построен на движениях русских народных танцев. Он исполняется мягко, плавно и требует полного достоинства осанки девушки и подчеркнуто внимательного отношения к ней юноши. Танец состоит из двух фигур и занимает 16 тактов музыкального сопровождения. Музыкальный размер — 2/4. Темп умеренный.
Композиция танца
Исходное положение: танцующие стоят парами (партнер слева от партнерши) по кругу, лицом по направлению движения; партнер правой рукой держит партнершу за талию, а левой рукой, согнутой в локте, берет ее левую руку и отводит влево; левая рука партнерши вытянута и находится перед корпусом партнера на небольшом расстоянии от него, правая рука — на талии; ноги в первой позиции; партнер смотрит на партнершу, а она — вперед (рис. 1, 2).
Первая фигура (8 тактов)
1—2-й такты. Танцующие в позе, показанной на рис. 1, двигаются вперед по линии танца, исполняя два раза тройной шаг вперед (движение первое). Партнер начинает с левой ноги, партнерша — с правой. Партнер смотрит на партнершу и ведет ее вперед.
Во 2-м такте на счет «два» партнер снимает правую руку с талии партнерши и на «полупальцах» правой ноги делает полповорота вправо, становясь лицом к партнерше, то есть спиной по линии танца (рис. 3).
3—4-й такты. Танцующие двигаются вперед по линии танца, исполняя тройной шаг. Партнерша исполняет два раза тройной шаг вперед, начиная с правой ноги и делая маленькие шаги. Партнер, стоя лицом к ней, исполняет тройной шаг назад (движение второе), начиная с левой ноги. Шаги юноши более длинные, и двигается он спиной по направлению движения.
Соединенные левые руки чуть согнуты локтях, локти отведены в сторону; правые руки отведены сторону на уровне бедра, ладонь повернута вперед. Партнеры смотрят друг на друга (см. рис. 3). В 4-м такте на счет «два» партнер на «полу пальцах» правой ноги делает полповорота влево, становясь рядом с партнершей и принимая позу, показанную на рисунке.
5—8-й такты. Танцующие еще раз повторяют движения, исполнявшиеся в 1—4-м тактах, продолжая двигаться вперед по линии танца. В 8-м такте на счет «два» партнер становится лицом к партнерше, В конце 8-го такта они разъединяют левые руки.
Вторая фигура (8 тактов)
9-й такт. Танцующие, двигаясь навстречу друг другу исполняют один тройной шаг вперед: партнер — начиная с левой ноги, партнерша — с правой.
На счет «два» партнер правой рукой берет партнершу за талию, а левой — за локоть правой руки. Партнерша кладет левую руку на правое плечо партнера, а правую — на его левую руку у сгиба локтя Они становятся так, чтобы правое плечо партнера было против правого плеча партнерши.
Партнер смотрит на партнершу, а она - прямо перед собой или же немного поворачивает голову влево, чуть поворачиваясь от юноши, как бы стесняясь (рис. 4).
10—12-й такты. Исполняя три раза тройной шаг вперед (партнер начинает с правой ноги, партнерша — с левой), танцующие кружатся на месте, делая два полных поворота по ходу часовой стрелки. В конце 12-го такта партнер становится спиной к центру, а партнерша — лицом. Руки разъединяют.
13—14-й такты. Партнеры, стоя лицом друг к другу, соединяют руки (правая рука девушки соединена с левой рукой юноши, а левая рука — с его правой рукой) и разводят их в стороны на уровне плеч; локти почти выпрямлены. Корпус слегка наклонен в сторону движения, голова повернута в том же направлении (рис. 5).
В этой позе танцующие четыре раза исполняют припадание (движение третье): партнер начинает с левой ноги партнерша — с правой. Двигаются вперед по линии танца.
В конце 14-го такта партнер разъединяет левую руку с правой рукой партнерши.
15—16-й такты. Танцующие поднимают вверх соединенные руки (юноша — правую руку, девушка — левую), и партнерша, начиная с правой ноги, исполняет два тройных шага (или четыре простых шага), кружится, делая полный поворот по ходу часовой стрелки и продолжая двигаться вперед по линии танца.
Партнер в это время исполняет четыре простых шага, начиная с левой ноги, и двигается рядом с партнершей, слегка повернувшись к ней (рис. 6). В конце 16-го такта танцующие возвращаются в исходное положение (см. рис. 1), после чего танец повторяется.
Описание движений
Движение первое — тройной шаг вперед
Исходное положение: ноги в первой позиции.
На счет «раз» — небольшой шаг правой ногой вперед.
На счет «и» — небольшой шаг левой ногой вперед.
На счет «два» — небольшой шаг правой ногой вперед.
При повторении движение исполняется с левой ноги.
Движение второе — тройной шаг назад
Исходное положение: ноги в первой позиции.
На счет «раз» — небольшой шаг левой ногой назад.
На счет «и» — небольшой шаг правой ногой назад.
На счет «два» — небольшой шаг левой ногой назад.
На счет «и» — пауза.
Движение третье — припадание
Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая нога впереди.
На один такт исполняются два припадания.
В затакте (на счет «и») приподнять вправо вытянутую правую ногу.
На счет «раз» сделать небольшой шаг правой ногой вправо на всю ступню, колено слегка согнуть. Одновременно приподнять левую ногу и приблизить ее ступню к щиколотке правой ноги сзади; колено левой ноги согнуть и отвести влево.
На счет «и» переступить на низкие «полупальцы» левой ноги, поставив ее сзади правой и выпрямив в колене. Одновременно правую ногу выпрямить и слегка приподнять вправо.
На счет «два» — то же, что на счет «раз».
На счет «и» — то же, что на первый счет «и».
Второй раз движение повторяется с той же ноги, и танцующий двигается вправо. Исполняя это движение с левой ноги, танцующий двигается влево. В этом случае исходное положение — ноги в третьей позиции, левая нога впереди.
|