СУДАРУШКА.
Постановка А. Тарсова
Описание танца Л. Школьникова
«Сударушка» - мягкий и лиричный танец, построенный на движениях русских
народных танцев, характерных для Свердловской области. Он легко разучивается и
быстро запоминается. Танец занимает 24 такта музыкального сопровождения.
Музыкальный размер - 2/4. Темп умеренный.
Описание движений
Исходное
положение танцующих показано на рис. 1. Описание движений приводятся для юноши.
Движения девушки аналогичны, но выполняются с другой ноги.
1—2-й
такты
— два тройных шага с ударом.
На счет «раз» — шаг левой ногой вперед.
На счет «и» — шаг правой ногой вперед.
На счет «два» — шаг левой ногой вперед.
На счет «и» легко ударить подушечкой правой ноги об пол рядом с левой ногой.
Во 2-м такте — те же движения, что и в 1-м такте, но с правой ноги. Как и
большинство русских бальных танцев, нога касается пола носком, а потом уже
опускается на всю ступню (мягкая поступь). Шаги сопровождаются плавными
движениями рук: в 1-м такте надо раскрыть свободные руки, во 2-м — перевести на
талию.
3-й
такт.
На счет «раз» быстро повернуться друг к другу лицом. Партнеру при этом сделать
небольшой шаг левой ногой в сторону (по ходу танца).
На счет «и» ударить подушечкой правой ноги об пол рядом с левой ногой (рис. 2).
На счет
«два» сделать шаг правой ногой вправо (против хода танца).
На счет «и» отвести в сторону (влево) левую ногу и поставить ее на каблук;
корпус наклонить влево (рис. 3).
4-й
такт.
На счет «раз» сделать небольшой шаг левой ногой влево.
На счет «и» приставить к ней правую ногу с легким ударом об пол.
На счет «два» сделать шаг правой ногой вправо.
На счет «и» приставить к ней левую ногу с легким ударом об пол.
5-й такт.
Танцующие расходятся, выполняя тройной шаг. Партнер, стоя спиной к центру зала,
двигается назад (шаг левой ногой назад, затем правой, снова левой и пауза).
Партнерша двигается от центра. Руки при этом постепенно раскрываются. В момент
паузы подъем ноги вытянут (рис. 4).
6-й
такт.
Танцующие приближаются друг к другу, выполняя тройной шаг с ударом (как в
начале танца), и принимают позу с затейливым положением рук (правые руки —
«свечой», левые — под локоть (рис. 5).
7—8-й
такты.
Сохраняя эту позу, танцующие кружатся на месте по ходу часовой стрелки,
выполняя тройной шаг с ударом. Поворачиваться надо быстро, так, чтобы за два
такта (два тройных шага с ударом) сделать полтора поворота и оказаться на месте
своего партнера по танцу, то есть к концу 8-го такта юноше стать лицом к
центру, а девушке — спиной.
9—10-й такты. Повторяются движения 5-го и 6-го тактов, только теперь
партнер идет от центра зала, а партнерша — к центру (рис. 6), и затем они
приближаются друг к другу.
11—12-й
такты.
Повторяются движения 7-го и 8-го тактов (вращение в паре). В конце 12-го такта
танцующие принимают позу, показанную на рис. 7.
13-й
такт.
В этой позе танцующие двигаются вперед по линии танца (тройной шаг с ударом),
синхронно раскрывая левые руки. Партнер начинает с левой ноги.
14-й
такт.
Повторяются движения 13-го такта с той лишь разницей, что партнерша делает
полный поворот под правой рукой партнера (продолжая движение вперед по линии
танца); руки синхронно переводятся на талию (рис. 8). Партнер начинает с правой
ноги.
15—16-й
такты.
Повторяются движения 13-го и 14-го тактов. В конце 16-го такта танцующие
принимают позу, показанную на рис. 9.
17-й
такт.
В этой позе танцующие двигаются вперед по линии танца, постепенно отклоняя
корпус назад. Партнер делает три широких шага вперед, начиная с левой ноги, и
ставит правую ногу на каблук (рис. 10).
18-й
такт.
Танцующие отступают назад, двигаясь против хода танца. Партнер делает три шага
назад, начиная с правой ноги, и ударяет подушечкой левой ноги об пол, ставя ее
рядом с правой. Корпус при этом выпрямляется слегка наклоняется вперед, в конце
18-го такта танцующие разъединяют руки и поворачиваются друг к другу лицом.
19—20-й такты — перемена места). Выполняя тройной шаг с ударом, партнеры идут
навстречу друг другу, встречаясь левым плечом (направление указано стрелками на
рис. 11). Руки постепенно раскрываются. В конце 19-го такта партнеры плавно
поворачиваются лицом друг к другу.
Юноша
начинает с левой ноги и поворачивается через правое плечо, девушка — через
левое. В 20-м такте танцующие, выполняя тройной шаг с ударом, возвращаются на
свои места и, встречаясь правым плечом, вновь принимают позу, показанную на
рис. 9.
21—24-й такты. Повторяются движения 17—20-го тактов. В конце 24-го такта
партнеры становятся в исходное положение (см. рис. 1), после чего танец
повторяется.