КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ БАЛЬНОГО ТАНЦА
В конце XIX в. в списке популярных в России бальных танцев произошли большие перемены. Пропал интерес к таким танцам, как французская кадриль, лансье, полка-мазурка, бывшим неизменными спутниками 80-х годов XIX в. И вот группа артистов балета петербургского Мариинского и московского Большого театров направляет свои усилия на создание новых танцев. Е.М. Иванов сочиняет танец па-де-грас на музыку «Гавота» Ф. Госсека. Логичность композиции, несложные, но изящные движения обеспечили танцу всеобщее признание. Затем А.П. Бычков создает па-де-труа — бальный танец, имеющий три основы: менуэт, мазурку и вальс.
Наиболее плодотворным было творчество Н.Л. Гавликовского — солиста Петербургского балета и популярного танцмейстера. В его танце шакон все отделано до малейшего движения, «чувствуется опытная рука, дорожащая хореографическим искусством». Совместно с Н.Н. Яковлевым создан па-де-патинер (танец конькобежцев), который десятилетиями пользуется успехом, несмотря на свою простоту. С именем Н.Л. Гавликовского связано рождение па-де-катра в современном виде. Он переделал коренным образом отельные движения, придав танцу совсем иной характер. Н.Л. Гавликовкий создал также танец коханочка с элементами украинского танца, популяризировал краковяк, соединив в нем элементы польского танца с вальсом.
Артист Большого театра А.А Царман создал бальный па-д'эспань, затем бальный чардаш, бальную лезгинку и русско-славянский танец.
Десятки новых бальных танцев созданы советскими балетмейстерами. Опыт показал, что наиболее жизнеспособны те из них, которые построены на народной танцевальной основе. Большая заслуга в оформлении советского репертуара принадлежит одному из старейших педагогов бальных танцев С.В. Чудинову, не только много сделавшему для популяризации бальных танцев, но и сочинившему композиции мазурки, польки, венгерки, которые помогли нашей молодежи быстрее и лучше освоить эти великолепные образцы бального репертуара. Обращение С.В. Чудинва к русскому фольклору привело к созданию одного из лучших наших танцев — полянки.
Педагог С.И. Жуков создал лирический танец реченьку на материале русской народной песни «Выйду ль я на реченьку», и удачные композиции фигурного вальса и вальса-мазурки, а так же бальной польки. Праздничный танец — московский бальный — создан хореографом Т.А. Устиновой. Большим успехом пользуются и молдавская полька Я.В. Романовского и колоритный сибирский танец «Подгорка» Э.К. Филиппова. Элементы народных танцев Закарпатья легли в основу украинского бального, созданного И.М. Диментман.
Один из наиболее опытных советских педагогов Н.М. Ларионов создал польский бальный — танец, который соперничает с испытанным временем краковяком Н.Л. Гавликовского. И это — далеко не все бальные танцы, созданные в нашей стране в течение первых десятилетий XX в. В этой связи очень интересен ленинградский опыт развития бальной хореографии в 60-х годах, когда при Ленинградском доме художественной самодеятельности работала первая в СССР государственная студия любителей бального танца. Проводились образцовые вечера бального танца, и велась активная работа по созданию новых отечественных бальных танцев такими авторами, как И.М. Диментман, М.В. Снежина, A.M. Чернова и др., работа, которой дал прекрасный образец ещё И.Н.Кусов, создавший такие неувядаемые танцы, как русский бальный, вальс-гавот, большой фигурный вальс, полонез-мазурка, фигурная полька. И.М. Диментман созданы Прекрасные танцы — венгерский бальный, русские узоры, полька-шутка, полька-Янка, молдовеняска, рулате, рядом с тобой, бип-бип.
Л. Рычков
|