Автор: Mollica Fabio
Статья опубликована: http://olka-fialka.livejournal.com/604768.html, http://hda.org.ru/lib/10/
Перевод: Куринская Татьяна (Новосибирск, студия «Медиваль»)
Литературный редактор: Сафро Лидия
Основные характеристики вальса, названного Вилсоном французским медленным вальсом и впоследствии превратившегося в «вальс в шесть па» или «à trois temps» (читается [а труа тã]), заключались в особенном исходном положении — кавалер спиной к центру зала, дама спиной к стене — и особенной динамике вращения пары за счет того, что танцор вращается вокруг своего партнера. Для стороннего наблюдателя, т. е. не вовлеченного во вращение пары, становится очевидным, что движение основано именно на шести разных движениях, выполняющихся за два музыкальных такта. Это придает вальсовому вращению такую особенность, из-за которой выполняющий первые три шага (боковой шаг влево, закрест в пятую заднюю позицию и пируэт) является как бы осью для того, кто выполняет вторые три шага, обходя ось, которая вращается на месте.
Метафорой, которую часто приводят для описания вальса, является солнечная система, что вполне оправдано: каждый танцор является то солнцем, то планетой в постоянном движении в зале-вселенной.
Примерно в середине девятнадцатого века параллельно с вальсом à trois temps появился другой, и оба танца сосуществовали до конца века.
Мы не можем сказать с точностью, кто был первым учителем, изменившим основные правила, коренным образом, преобразовав французский медленный вальс Вилсона, но первый след мы находим в США в 50-ых годах XIX века.
Учитель Чарльз Дурэнг (Charles Durang) в книге «The fashionable casket», опубликованной в Филадельфии в 1857 г., дает описание вальса, совершенно отличающееся от популярного танца, хотя продолжает называть его «à trois temps». Дурэнг не говорит об исходной позиции, но из его описания понятно, что кавалер стоит спиной не к центру, а по линии танца, тогда как дама стоит не спиной к стене, а лицом по линии танца. Именно изменение исходной позиции пары стало революцией как в описании, так и в логике вращения.
Вот описание Дурэнга:
Первая часть
- Первое движение: Кавалер скользит левой ногой назад в диагональ;
- Второе движение: кавалер скользит правой ногой к левой, поворачиваясь направо;
- Третье движение: переставляет левую ногу за правую.
Вторая часть
- Первое движение: скользит правой ногой вперед, поворачиваясь направо;
- Второе движение: скользит левой вперед;
- Третье движение: поворачивается на двух ногах, в конце движения правая нога ставится впереди левой.
Дурэнг советует выполнять шаги на полупальцах.
Мы не знаем, сознательно ли Дурэнг вносит изменение в описание вальса. Не знаем, было ли это изменение его собственным или оно уже созрело в обществе. Но совершенно точно изменение произошло, поскольку способ исполнения, описанный Дурэнгом, закрепился в американских учебниках.
Элиас Хоу (Elias Howe), бостонский учитель, в разных изданиях своего Учебника, с 1858 по 1878 гг., повторяет описание Дурэнга. Лоренс Брукс (Lorens de G. Brookes) в своем «Modern dancing», вышедшем в Нью-Йорке в 1867 г., снова предлагает это описание, но уже как «старого» вальса à trois temps. В «Beadle’s Ball Room companion», опубликованном в Нью-Йорке в 1868 г., мы снова находим описание Дурэнга, под которым подразумевался «старый вальс», вальс à trois temps, что наводит нас на мысль о том, что в тот момент еще не отдавался отчет о различиях, о произошедших изменениях.
Окончательное подтверждение того, что речь идет о другой манере танцевания вальса, а не просто об ошибочном способе описывать вальс, мы находим в «Dick’s Quadrille Call-Book and Ball-Room prompter», опубликованном в Нью-Йорке в 1878 г. Автор описывает Plain waltz, т. е. основной, традиционный вальс, приводя все то же описание Вилсона, но добавляет «современный» trois temps, с описанием, похожим на приведенное Дурэнгом. Главное, что мы находим внятное объяснение исходной позиции: «Отличие от старого plain waltz состоит в том, что в нем первый шаг кавалер и дама выполняли, стоя боком.... в современном trois temps кавалер перемещается назад влево, а дама продвигается вперед вправо». Эта цитата ясно показывает, как самими учителями воспринималась отличия между двумя типами вальса, как с точки зрения исходной позиции, так и с точки зрения выполнения шагов.
Начиная с этого момента, мы будем приводить практически только одни цитаты. Описание нового trois temps мы находим в «The dancer’s guide and ball-room companion», изданном в Нью-Йорке в середине 70-х; в «The Dance of Society» Вильяма Де Гарно (De Garmo William B.), Нью-Йорк, 1875; в работе бостонца Кливленда, (Cleveland, C. H., Jr.), 1878; в учебнике «How to dance», изданном в Нью-Йорке в 1878 и в учебнике Картьера (Cartier); в книге учителя Сауза (Judson Sause) «The art of dancing», в 1889; а также в «Wehman’s complete dancing master and call-book», Нью-Йорк 1889, и в «Round Dancing» Гильберта (M.B. Gilbert), опубликованном в Портланде в 1890, со стилистическим отличием: первый и третий шаг выполнялись с жете.
В Европе описание «нового trois temps» не получило такого распространения, как в США. Однако мы находим его в таких важных работах, как «Грамматика» немецкого учителя Фредерика Цорна (Zorn, Friedrich Albert) 1887 года, «Dance Album» Юэна (Youen) 1874 г., учебник Вайтерспуна (Witherspoon) 1894 г. и Эдварда Скотта (Edward Scott) 1892 г.
Шотландцем Космо Митчеллом (A. Cosmo Mitchell) из Абердина в статье «A guide to ball room dancing», опубликованной в Абердине в 1910 г., рассматривается современный вальс. В Италии и Франции такой способ танцевать вальс в XIX в., видимо, не получил столь широкого распространения, по крайней мере, не оставил заметных следов. В «Nouveau Guide des dances», опубликованной Лагу (Lagus) в Париже примерно в 1890 г., встречается описание, очень похожее на вальс Дурэнга, почему-то был названное «Бостон-вальс, или американский вальс», но это был вовсе не так называемый «Бостон», а «новый trois temps».
Изменение исходной позиции пары не было простой поверхностной операцией внешнего характера, а привело к существенному изменению способа вращения в вальсе. Новый способ перемещения заставляет пару двигаться вдоль линии танца способом, совершенно отличающимся от описанного ранее trois temps. Во вращении, описанном Вилсоном, осью пары является один из танцоров, вокруг которого вращается другой. Теперь же ось расположена между двумя танцорами, которые выполняют один и тот же шаг зеркально. Вместо последовательности из шести шагов, выполняемых дамой и кавалером одновременно со сдвигом по фазе (дама выполняет шаги 4-5-6-1-2-3, а кавалер — 1-2-3-4-5-6), в новой технике партнеры по очереди выполняют одни и те же три шага вперед и назад.
Новый способ движения — вращение вдоль линии танца — показывает зрителю другую картину движения пары. Эта картина более плавная. Две индивидуальности в паре полностью исчезают, спаянные в единстве бесконечного движения, вращающиеся в пространстве танца.